Детектив упрощенной конструкции

Можете представить себе недоумение пятилетнего мальчишки, который, благодаря поддержке родителями его интереса к технике, с высоты своего возраста несколько самоуверенно полагал, что уже знает не только все марки и модели основной отечественной техники, но и разбирается в общем назначении многих машин, когда он впервые увидел странный, как ему тогда показалось, бензовоз, в образе пожарной машины, где от «пожарной» были только «трубы над бочкой» да «мигалка» на кабине?

На вопрос отцу, мол, что это за машина, тот уверенно ответил: «Специальный пожарный «газон» для села». Столь авторитетный ответ не столько удовлетворил пытливого мальца, сколько разочаровал: привычные глазу пожарные машины выглядели куда интереснее...

Именно так состоялось мое первое знакомство с этой «незнакомкой», что бы много лет спустя, узнать, из купленного по случаю «с рук» справочника, о ней намного больше, включая ее правильное название - АЦУ-10(52).

2.jpg

Главный герой


Согласно данным сборника официальных материалов и рекомендаций «Противопожарная техника и безопасность в народном хозяйстве», выпущенным издательством «Техника» (г.Киев) в 1971 году, автоцистерна АЦУ-10(52) выпускалась Хмельникским ремонтным заводом в Винницкой области Украинского республиканского объединения Совета Министров УССР Укрсельхозтехника на шасси грузового автомобиля ГАЗ-52 и предлагалась хозяйствам по оптовой цене 2650 рублей.

Закрученный сюжет

Не секрет, что справочники и другие специальные издания той поры (да и сейчас, к сожалению) часто изобиловали неточностями, что иногда здорово-таки мешало правильному представлению о том или ином автомобиле.

Не стала исключением и указанная выше книга.

Размещенное в ней рисованное изображение автомобиля, которое тогда традиционно делалось с оригинального фото, год издания, модель шасси и значение колесной базы (3300 мм) в характеристиках - вот позиции, которые ставят свой вопрос: какой же именно вариант пожарного автомобиля выпускался в курортном городе Хмельник?

Как известно, серийный выпуск шасси ГАЗ-52-04 с колесной базой 3300 мм был налажен Горьковским автозаводом в апреле 1975 года. А до того, небольшими партиями были выпущены «короткие» бортовые ГАЗ-52Ф с форкамерным двигателем ГАЗ-510) (1959) и ГАЗ-52 с форсированным мотором ГАЗ-51 (1964).

Доподлинно известно, что в начале 70-х годов, на ГАЗе выпускались «52-е» исключительно с базой 3700 мм.

В вышеуказанном справочнике, кроме значения «короткой» базы, указан еще и соответствующий ей радиус разворота - 7,6 м. Но если вдуматься в соотношения указанных параметров, возникает интересный вопрос: как при этом автомобиль с базой 3300 мм, может иметь длину 6340 мм и при этом гармонично выглядеть, если длина базового бортового ГАЗ-52-04 составляет 5708 мм, а, длина, к примеру, «родственных» бензовозов с базой 3700 мм - в пределах 6100-6200 мм? даже кронштейн, вместе с установленным на нем насосом НШН-600, не может прибавить почти 80 см к заявленной длине...

Краткий автомобильный справочник НИИАТ 1967 года, еще больше «закручивает» сюжет. Статья, посвященная ГАЗ-52-03, проиллюстрирована изображением «короткого» опытного шасси (на это, в частности, указывает способ крепления «запаски», как у ГАЗ-51А), но при этом на схеме - 3700 мм, т.е. значение нормального "газоновского" шасси. Среди особенностей использованного фото задний мост типа "банджо" (как на ГАЗ-53А и на ранних ГАЗ-52-04), в то время, как в нашем справочнике (фото в заглавии) виден разъемный картер моста «типа Timken».

Логично предположить, что конструкторскую до кументацию по АЦУ готовили на основании перспективной разработки.

По не проверенным данным документацию на АЦУ делали в Балашихе, во ВНИИПО, а значит можно предположить, что тоже не «с пустого листа» начинали.

Дальнейшее «знакомство» с данными из исследуемого издания, ставит новые загадки. Согласно приведенным техническим характеристикам, заявленная мощность - 80 л.с., при известных 75 л.с. базового шасси. Что же это за значение? «Нетто»? «Брутто?» Без ограничителя? Вряд ли: при таком «тюнинге» двигатели типа ГАЗ-52 очень быстро выходили из строя. Но с другой стороны, мощность мотора почти совпадает с параметром ранее использованного форсированного - 85 л.с.

4.jpg

Одна из первых АЦУ-10(52) 1975 года на шасси ГA3-52-04.

5.jpg

"Когда колхозы были большими..."
АЦУ-10(52) 1978 года на шасси ГA3-52-04.
Машина и сегодня "в строю", но уже не колхоза.

6.jpg

АЦУ-10(52) 1978 на шасси ГA3-52-01 1974 года.
Рестайлинговая облицовка "третьего типа" - результат замены в процессе эксплуатации.

Кто есть кто?

Откуда же тогда в хозяйствах появлялись «длиннобазые» АЦУ-10(52), если согласно справочнику, модель должна быть «короткобазой»?

Конечно, вполне логичным, особенно сегодня, выглядит предположение, что это результат эксплуатации. Но регистрационные документы на уцелевшие машины подтверждают выпуск до 1975 г.

Можно было бы долго еще размышлять, что и как, если бы не обнаруженная информация, что в 1969 г. Совет Министров УССР своим распоряжением организовал производство пожарных автомобилей упрощенной конструкции в город Хмельник. А это значит, что такому решению предшествовало, как минимум, наличие конструкторской документации и реального ранее собранного образца, на основе предсерийной модели нового семейства.

Но поскольку выпуск «утвержденной» базовой модели был в перспективе, а специализированные машины для защиты народного хозяйства от пожаров требовались уже, то пожарные надстройки начали монтировать на удлиненное шасси ГАЗ-52-01.

При этом использовались не только новые автомобили, но и «давальческие» шасси, что позволяло удешевить их стоимость для конечного потребителя.

На первый взгляд, вид АЦУ-10(52) на удлиненном шасси вызывает ощущение некого дисбаланса: столько полезной длины просто пропадает! Но поразмыслив, можно с уверенностью сказать, что это продуманное решение. Грузоподъемность базового шасси составляет 2500 кг. Простая арифметика показывает: учитывая, что «паспортные» 2200 л воды - это 2200 кг да «плюс» вес цистерны - вот и выходим, примерно, на расчетное значение грузоподъемности.

Кроме того, именно такое размещение надстройки - ничто иное, как стремление достичь максимальной эффективности в распределении нагрузки на оси автомобиля.

«Короткий» вариант АЦУ-10(52) обладал своим неоспоримым достоинством: за счет меньшей базы и общей длины он был более маневренным, особенно в узких улочках.

Несмотря на использования другого шасси, маркировка удлиненных АЦУ оставалась без изменений.

Выпуск АЦУ-10(52) продолжался до 1980 года, после чего завод перешел к выпуску более совершенной АЦУ на шасси 53А, способной вывозить к месту пожара 4000 литров воды.

8.jpg

9.jpg

Особые приметы

В конструкции АЦУ-10(52) использована сварная цистерна эллиптического сечения, прикрепленная к раме при помощи стремянок. Внутренняя поверхность цистерны покрыта каменноугольным лаком. Горловина цистерны имеет крышку с наливным люком.

Для сообщения цистерны с атмосферой, в крышке есть специальное отверстие. Подача воды в насос возможна через смонтированную в низу передней части цистерны трубу с задвижкой Ду-70 и соединительной головкой, через резинотканевый рукав (2)75 MM, который во время работы присоединяется одним концом к всасывающему патрубку насоса, а другим - к нижней трубе цистерны.

Насос НШН-600 шестеренчатого типа в рабочем положении устанавливается на кронштейне, закрепленном к переднему бамперу автомобиля. После работы насос с кронштейна снимается и укладывается в предназначенный для него ящик.

Пожарно-техническое вооружение и принадлежности тоже размещаются в ящиках, расположенных по обеим сторонам цистерны, а часть оборудования размещается на специальных кронштейнах, приваренных к цистерне.

Выштамповка на крышках ящиков ранних версий была в виде горизонтальной полосы, а более поздние варианты на шасси ГАЗ-52-04 получили уже свои крышки, с четырьмя выштамповками.

Если ранние версии АЦУ были окрашены в красный цвет, не имея никаких светосигнальных устройств, то более поздние версии вместе с новой цветографической схемой были оборудованы «мигалкой» LBS-5 «Elektra» производства ПНР. 

15.jpg

Автомобильная вспышка LBS-5 “EI.EKTRA"
(Lampa Blyskowa Samochodova)

Технические данные:
Напряжение: 12\/
Тип лампы: 12V-25W
Потребляемый ток: 5,0А и 3,2А
Частота вспышек: 2-4 Гц
Температурный диапазон: от -20 до +50 ° С
Рабочее положение: вертикальное
Размеры: 250 x160 мм
Вес: 1,5 кг

Сегодняшние реалии

За все время производства, было выпущено около 1500 экземпляров АЦУ-10(52) с разными колесными базами, причем только за период с 1975 года по 1980 год, на шасси ГАЗ-52-04 произведено примерно 1200 машин.

Абсолютное большинство из них попали в колхозы и совхозы УССР, где со временем, были списаны, или после развала СССР, перейдя в частные руки - переоборудованные в более актуальные для развивающихся рыночных отношений бортовые грузовики и фургоны...

К настоящему времени, известно о существовании чуть более десятка АЦУ-10(52), которые и нынче в «боевом» состоянии.

А на территориях бывших хозяйств иногда «всплывают» «призраки» тех славных «АЦУшек»...

7.jpg

12.jpg

"Полупризрачная АЦУ-10(52) 1973 года на шасси ГA3-52-01, Прикарпатье, 2008 год.

13.jpg

Всё еще на боевом посту.
АЦУ-10(52) на шасси ГA3-52-04 (1978), Волынь, 2013 год.

14.jpg

Еще одна АЦУ-10(52) на шасси ГA3-52-04 (1978), Крым, 2008 год.


Поиск информации про уцелевшие «пожарки» затрудняется еще тем, что в современных реестрах эти автомобили не всегда правильно обозначены: указано АЦУ-10(52), а на деле речь идет про пожарную версию на шасси «53-го».

На фоне вышесказанного интересен такой факт: в "Рекомендациях по организации пожаротушения в сельской местности" от 20.12.2000 года по ГПС МВД РФ, в перечне техники, найдено упоминание про АЦУ-10(52).

Появление новой масштабной модели АЦУ-10(52) на шасси ГАЗ-52-04 от “DiP models Ltd.” тоже, по-своему, способствует сохранению этой части ушедшей истории.

© 2015 Н. Братащук
Иллюстрации из личной коллекции автора.
В статье использованы материалы А. Говорухи и Д. Дементьева.